1.Постановка звука [Р] часть 1 Рассматриваем сам алгоритм постановки звука [Р], пункт за пунктом. Рассказываем о хитростях, тонкостях и об опорных звуках. Дома рекомендую все попробовать на себе (муже). Ничто так не придаёт уверенности, как обратная связь от взрослого человека. Можно ли спрогнозировать сроки коррекции? Зависимость результатов от включенности мамы в процесс.
2.Постановка звука [Р] часть 2 Проговорим особенности постановки звука [Р] при дизартрии. Рассмотрим подводные камни в коррекции [Р] от «Грибка». Можно ли поставить звук [Р] при короткой уздечке и категорическом отказе родителей от иссечения? Вытягиваем звук изо рта и удлиняем. Преодолеваем установку ребенка: «Я не могу без ватной палочки рычать».
3.Призвуки [ТР]-[ДР] Опорные звуки [Т] или [Д] оставляют свой след на [Р]. Каждый логопед задумывался о том, как избавиться от мешающего призвука. В этой части курса мы рассматриваем методы отделения [Т/Д] от [Р] и идем в закрепление чистого звука.
4.Излишнее рычание. Одноударный [Р] Ребенок рычит всем телом языка, грубая вибрация некомфортна ни для самого говорящего, ни для слушающего. Нивелируем этот эффект, ставим одноударный звук [Р], ловим физические гармоничные ощущения, даем правильные опорные фразы, слова, чтобы малыш быстрее понял, что от него хотят.
5.Горловой [Р] Рассматриваем самый популярный запрос от родителей: «Коррекция горлового Р». Объясняем нюансы и полутона: там чуть надавить, здесь чуть перевернуть, а тут хорошо выдохнуть – вот и все, казалось бы. Однако, если нет осознания механизма горлового произношения, нет рутинной и кропотливой работы в верном направлении, волшебство не сработает.
6.Боковой [Р] При асимметричном рычании очень важно увидеть и понять, какая сторона языка рабочая, а какая балансирующая. Разбираем план коррекции при боковом рычании, но держим в голове, что мы все в целом не симметричны.
7.Призвуки Продолжаем разбирать проблемы мягкого неба и гипертонуса корня/задней части спинки языка. Рассматриваем, как появляется и корректируется назальный оттенок в рычании или четко произносимое [НР/НДР] вместо [Р]. Обсуждаем механику появления призвука [ГР]. А также говорим о том, что означает, если ребенок добавляет гласный перед [Р] - [ЭЭЭРАК], зачем нужен трамплин в виде гласного ребенку?
8.Межзубный [Р] Стартом рычания при дизартрии может быть дребезжащий, поверхностный и к тому же межзубный [Р]. Ошибочно такой звук закреплять и вводить в речь. К сожалению, в нормотипичный [Р] межзубное рычание без специальных усилий не превратится. Какие же это конкретно усилия мы рассматриваем в разделе.
9.Мягкий [Р] Мы говорим про постановку мягкого [Р]. Разбираем механику твердого и мягкого произношения: что сначала, а что потом.
10.Закрепление Яркий вибрант [Р] часто выживает соноры [Л-Л’]. Рассказываем, как поставить звук [Р] в свой пазл артикуляции и отделить его от [Л]. Подводим итоги постановки звука [Р]: схема введения звука в речь. Рекомендуем литературу для работы.
Программа курса
1.Постановка звука [С] часть 1 Рассматриваем артикуляционный профиль и алгоритм постановки звука [С]. Рассказываем о базовой для свистящих позе «Киска сердится», какую функцию она несет и как ее грамотно поставить. Используем инерцию тела и зрительный самоконтроль.
2.Постановка звука [С] часть 2 Говорим о срединной борозде, которая является необходимым руслом для выдоха на звук [С]: как она появляется, можем ли мы что-то в ней изменить? Здесь же встает вопрос о направлении выдоха для [С]: прямо или вниз, что лучше? Укрепляем кончик языка. Обсуждаем нюансы постановки свистящих при дизартрии.
3.Межзубный [С] Боль всех логопедов: как закрепить зазубный вариант произнесения [С]. Долго и кропотливо разбираем причины появления межзубности, ведь именно в них скрыт ключ к отгадке. Говорим о том, как распределяется тонус на языке при его постоянном прокладывании в межзубном пространстве.
4.Губно-зубный [С=Ф], [З=В], [Ц=Ф] Говорим о том, что часто губно-зубное произношение свистящих и шипящих связано с прикусом. В прогнатии чуть выпирающие верхние зубы служат опорой для нижней губы. Обсуждаем, как в этом дефекте работает язык? Рассматриваем схему коррекции.
5.Призубный сигматизм [С=Т], [З=Д], [Ц=С+Т] Призубный сигматизм – оптимистичный прогноз для постановки свистящих, если только это не отголоски межзубности. Рассказываем, как убрать гипертонус кончика языка, ведь именно он выдает нам ненужные призвуки.
6.Боковой сигматизм Анализируем телесность ребенка, выявляем причины смещения языка в сторону. Как помочь языку центрироваться? Говорим про методы коррекции, ортодонтию, уздечку, возможно, не короткую, но все равно ограничивающую движения языка и мешающую свистящим быть гармоничными.
7.Носовой сигамтизм Ребенок манипулирует увулей при говорении и это порой влияет не только на появление горлового [Р], но и на появление носового сигматизма, тут мы можем услышать явную замену [С] на [Х]. Рассматриваем методы коррекции носового сигматизма, уходим от лишних призвуков.
8.Замена твердого звука на мягкий, верхнее произношение звука [С] Говорим о сюсюкающих детях. Как уйти от тотального смягчения и в чем может быть причина? Психологическая и физиологическая сторона дефекта. Превращаем [С’] в [С], если в этом есть необходимость. Рассуждаем о том, что делать, если свистящие у ребенка стремятся жить за верхними зубами.
9.Постановка звука [З], замены [З-С], [С-З]. Постановка звука [Ц], замены [Ц-С], [Ц-Ч]. Замены [С-Ш]. Сложносочинённые замены звуков, разбираем и корректируем. Подключаем руки, тело, внешние опоры, чтобы ребенку было проще один звук отделить от другого. Говорим про закрепление свистящих. Рекомендуем книги.
Программа курса
1.Постановка звука [Ш] часть 1 Рассматриваем артикуляцию шипящих. Обсуждаем как ставить позу «Чашечка» и насколько она важна для звука [Ш]. Говорим о синкинезии: подбородок активно участвует в поднимании языка вверх. Начало постановки звука [Ш].
2.Постановка звука [Ш] часть 2 Добиваясь правильной артикуляции [Ш], мы говорим о разных опорных звуках, но именно для [Ш] нет ничего лучше, чем использование зондов. Изолируем щеки от говорения. Тонкости и хитрости, которые не всегда видны сразу.
3.Щеки надуваются, нижнее произношение. Межзубные [Ш] и [Ж] Думаем над тем, что происходит с языком, когда в артикуляции [Ш] используются только щеки. Укрепляем кончик. Говорим о том, почему появляется межзубность в шипящих, как ее скорректировать. Оптимистичный прогноз для постановки звука [Ш].
4.Губно-зубный [Ш=Ф]. Шипящие при прогнатии Говорим о том, что часто губно-зубное произношение свистящих и шипящих связано с прикусом. В прогнатии чуть выпирающие верхние зубы служат опорой для нижней губы. Обсуждаем, как в этом дефекте работает язык? Рассматриваем схему коррекции: что первично ставить [С] или [Ш] при замене обоих звуков на губно-зубный [Ф]?
5.Боковой сигматизм Анализируем телесность ребенка, выявляем причины смещения языка в сторону. Как помочь языку центрироваться? Насколько актуальна артикуляционная поза «Парус» для постановки звука [Ш]? Немного анатомии: рассматриваем мышцы, участвующие в говорении шипящих, что происходит, когда одна из них в парезе.
6.Звук [Ш] - аккуратный. Призубный сигматизм [Ш=ТС, Т]. Способы постановки [Ж]. Замена [Ш-С] Язык визуально находится за верхними зубами, но звук [Ш] звучит нечетко, неполнотело. Думаем о том, как появляется такой дефект и о его коррекции. Говорим о призубном сигматизме (замена [Ш] на [Т]), как об оптимистичном прогнозе для постановки шипящих. Ставим звонкий [Ж]. Обсуждаем методы дифференциации [Ш] и [С], используем визуальную и кинестетическую опору.
7.Постановка звуков [Щ] и [Ч] Несмотря на то, что звуки [Щ] и [Ч] являются звуками позднего онтогенеза, если артикуляционная база готова, постановка не составит труда. Определяем последовательность постановки и методы коррекции. Думаем о том, какой звук является базовым в группе свистящих и шипящих.
8.Замена [Ц] на [Ч]. Межзубные [Ч-Щ]. Замена [Ч] на [Т'С']. [Ч-Т'] дифференциация Сложносоставные замены [Ч] и [Ц], проговариваем, какие варианты произношения могут встречаться у детей. Обсуждаем межзубность, призубность произнесения, дифференциацию. Говорим про закрепление шипящих. Рекомендуем книги.
Программа курса
1.Постановка звука [Л] Рассматриваем артикуляционные профили звуков [Л-Л’-Й], способы постановки и базовые звуки для [Л]. Укрепляем кончик языка. Говорим о том, зависит ли произношение звука [Л] от наличия зубов.
2.ЗАМЕНА: [Л] на [У], [Л] на [В], [Л] на гласный Говорим о том, как убрать «уэканье» и стоит ли идти дальше простых слов, если ребенок еще ярко лабиализует губы на [Л]. Обсуждаем, что делать, если мы слышим одновременно два механизма говорения: сначала гласный, потом [Л]. Дифференцируем [Л-В].
3.Межзубные [Л] - [Л’]. Боковой [Л]. Носовой [Л] Рассматриваем механизмы коррекции межзубного произнесения [Л], используем инерцию тела. Говорим о том, сложно ли убрать боковой звук [Л]. Чем коррекция носового, задненебного [Л] отличается от коррекции горлового [Р]? Схема работы.
4.Дифференциация [Л] - [Р]. Постановка звука [Л']. Замены [Л'-Л], [Л-Л'], [Л'-Н'] Яркий вибрант [Р] часто выживает соноры [Л-Л’]. Рассказываем, как поставить звук [Р] в свой пазл артикуляции и отделить его от [Л]. Наиболее трудным случаем является устранение полумягкого [Л]. Находим яркие отличия между твердым и мягким [Л]. Дифференцируем [Л’- Н’], редкий случай, но и его нужно знать, как корректировать.
5.Постановка звука [Й]. Замены [Л'] на [Й] и наоборот. [Й] замена на [З'] Говорим про постановку звука [Й]. Обсуждаем, почему звук [Л’] можно легко спутать со звуком [Й]. А еще находим схожесть артикуляции таких, казалось бы, далеких [Й] и [З’]. Рекомендуем книги.
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласиенаиспользование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов